перейти на сайт www.hrist-sv.ucoz.ru
 

                              Эрло Штеген - Пробуждение начинается с меня


Вступление

     
    Приступая к своему рассказу, я хочу сначала вернуться далеко назад к прошлому столетию.
В 1840-1850 годы, в северной части Германии, в городе Германсбурге жил один лютеранский проповедник по имени Луи Хармс. При его проповеди Господь даровал пробуждение в окрестностях равнины Люнебург. Всё больше и больше людей приходило в церковь, пока там уже не было больше места. В это время одного собрания в день было недостаточно, и Луи Хармсу пришлось проводить ещё одно служение, после обеда. Но и этого оказалось мало, - так велика была жажда слышания Слова Божьего. Тогда он стал проводить по три собрания в день.
Люди шли пешком десятки километров, чтобы попасть на воскресное богослужение.
В те времена население города Германсбурга жило довольно бедно. Дети крестьян проводили недобрую жизнь. Они много пили и жили полностью в мире и грехе. Однако при проповеди этого пастора молодые люди начали каяться. Они переставали пьянствовать и блудить, прекращали хитрить и обманывать.
    Однажды, придя к Луи Хармсу, они сказали ему: "Послушай пастор! Мы хотели бы проповедывать Евангелие язычникам. Они тоже должны услышать то, что слышим мы". Выслушав их, Луи Хармс согласился. Но тут встал вопрос о получении ими духовного образования. После обсуждения решено было послать их на учёбу в университет города Гамбург. Спустя две недели они вернулись оттуда разочарованные и подавленные. Оказалось, что профессора нашли их слишком глупыми для получения образования, необходимого для проповедника.
Несмотря на это, молодые люди не хотели смириться с таким положением, и тогда Луи Хармс отправил их в другой университет, в город Бремен. Однако и в Бремене с ними повторилась та же история и они вынуждены были снова возвратиться домой. Но даже вторая неудача не могла погасить в них желания стать миссионерами. Так у Луи Хармса не оставалось иного выхода, как открыть собственную школу для обучения этих молодых людей миссионерскому служению.
Когда первая проблема была разрешена, появилась следующая, - как теперь этим евангелистам попасть в Африку. Большим желанием Луи Хармса было то, чтобы они отправились в Восточную Африку, Эфиопию, к племени Гала - отважному господствующему племени, проводившему свою жизнь в сражениях и войнах. Он был уверен, что если этот народ покается, то пройдёт с Евангелием через всю Африку.
Наконец, решено было построить корабль. Это было делом веры, потому что сама по себе их церковь была небогатой. Но они надеялись на Бога и, молясь, просили Его даровать им всё необходимое для постройки корабля.
Вскоре после этого в Гамбурге нашёлся один владелец фирмы, который пообещал им подарить для этой цели железо и ещё некоторые материалы. Другой владелец дал им требуемое дерево и так они смогли построить небольшой корабль, который был назван "Кандакия"1}.
В 1854 году, посылая в Африку первых миссионеров, Луи Хармс говорил каждому из них при расставании: "Я не желал бы больше увидеть тебя здесь! Мы расстаёмся до тех пор, пока однажды ни встретимся на небесах!" Таким образом, эти миссионеры никогда больше не вернулись к себе на родину, умирая вдали от неё в языческих странах. Их жизнь среди полудиких чёрных племён была, конечно, нелёгкой, но они пожертвовали её для Евангелия.
Покинув Германию, корабль взял свой курс на Восточную Африку. Но когда они, приближаясь к цели, остановились около Момбаза, то оказалось, что все двери в Эфиопию были для них закрыты.
Итак, разочарованные, подавленные и разбитые, они вынуждены были возвращаться назад. Можно себе представить, какие чувства владели ими при этом.
На обратном пути их судно пристало к пристани города Дурбан в Южной Африке. Вытащив свои тром-петы,2) они начали играть на них, стоя на палубе корабля. В это время в Дурбане находился один миссионер по имени Меренский, который прибыл в эту провинцию Натал из Берлинской миссии в том же году. Услышав звуки играющих тромпет, он сразу же определил, что это немцы. Взойдя на корабль, он встретился с миссионерами из Германсбурга, которые рассказали ему свою печальную историю.Узнав, что они не получили в Эфиопии разрешения для их миссионерской работы, Меренский начал утешать и ободрять их. "Оставайтесь здесь, среди племени Зулу! - говорил он.- Это не менее сильный и воинственный народ, чем племя Гала. Несите им Евангелие! Ведь они тоже ничего не знают о Господе!"
Послушавшись его совета, миссионеры решили остаться в Южной Африке, и с тех пор люди немецкого происхождения хорошо известны чёрным из племени Зулу.

       1) Кандакия - имя царицы Эфиопии (Деян. Ап. 8:27).
       2) Тромпеты - духовые музыкальные трубы.

Так впервые началась там миссионерская работа. Прошло ещё более 10 лет после этого события, прежде чем первые из наших предков, относящихся к роду Штеген, на том же корабле "Кандакия" также вошли в порт города Дурбан, чтобы навсегда поселиться в Южной Африке. Они приехали сюда не как миссионеры, а как фермеры, которые своим крестьянским трудом должны были помогать миссионерам в их работе.
Таким образом, в провинции Натал образовалось несколько общин белых людей, из которых многие говорили по-немецки. Началось строительство немецких церквей и немецких школ. Люди стали обживаться и устраиваться на новой земле, но, к сожалению, при этом нередко случается то, что человек теряет свою первую любовь к Богу.
Однако пути Господни неисповедимы, и план Божий совершается в своё время. Немецкие миссионеры считали, что после их первой неудачи всё пойдёт неправильно, не так, как это предполагалось. Они не могли предвидеть тогда, что Господь делал иначе. Он закрыл для них путь в Эфиопию, открыв при этом двери в Южную Африку. Ведь все ключи - у Господа!

Как часто мы бываем уверены, что всё в нашей жизни идёт неправильно, не так, как это должно было бы быть и как нам этого бы хотелось. Сознание этого угнетает нас, и мы, упав, лежим духовно на полу в унынии и отчаянии, думая, что теперь всё пропало, всё пошло вкривь и вкось; и не знаем при этом, что происходящее с нами является лишь началом Божьего провидения. Это начало, но не такое, как мы его себе представляли; а такое, которое сделано Самим Богом, по Его воле и по Его усмотрению. И блажен тот человек, который смиряет себя пред Господом, будучи готовым исполнить Его волю.


Глава 1   Детство. Первое искрее оброщение

   Тот факт, что мы оказались в Южной Африке, как и вся южно-африканская миссионерская история, является также чудом Божиим. Наши предки, приехавшие в Южную Африку в 1869 году, были нашими прапрадедушками и прапрабабушками со стороны нашей матери. С отцовской стороны наши прародители приехали сюда позже - в 1881-1883 годы. Во всей нашей южно-африканской родословной никогда прежде не было проповедников.
В начале этого столетия прервалась всякая связь наших праотцов со всеми родственниками, оставшимися в Европе, и с тех пор мы ничего не знали о них.
Некоторые из тех, кто принадлежал к нашей родословной, жившие в Южной Африке, со временем отделились от церкви, но дом нашего отца оставался строго христианским домом. Нас, детей, приучали каждое воскресенье ходить в церковь, что нам не очень-то нравилось; и потому, ещё будучи ребёнком, я решил, что, когда стану взрослым, то выброшу всё это за борт жизни. Не удивительно поэтому, что у нас не было желания уделять нашей вере много времени. Иногда мы даже прибегали к хитрости или обману, чтобы не идти в церковь; например, начинали жаловаться на сильные головные боли, потому что хотели бежать на футбол. Когда же родители уезжали в церковь, оставшиеся дети собирались вместе и начиналась увлекательная игра в футбол. При этом "головные боли", конечно, сразу же проходили.
Итак, несмотря на то, что мы вместе с нашими родителями считались строго церковными людьми, прилежно посещавшими богослужения в нашей лютеранской церкви, мы, тем не менее, находились полностью в мире.
На нашем фермерском дворе была танцплощадка. Целыми днями там чистили и полировали землю, для того, чтобы лучше было танцевать. Здесь проходили свадьбы, помолвки и другие гулянья, на которые собирались люди со всей нашей округи. Тут же пьянствовали и веселились до утра. Если такие вечеринки проходили в субботу вечером, то нередко, на следующее воскресное утро нам звонили обеспокоенные родители и спрашивали, не знаем ли мы, что случилось с их сыновьями, потому что пора уже идти в церковь, а молодёжь всё ещё не вернулась со вчерашней гулянки. После этого нам приходилось идти искать их, и тогда выяснялось, что молодые люди, возвращаясь с таких вечеринок, были настолько пьяны, что не способны были добраться до дома и укладывались спать где-нибудь на полпути. Всё это не мешало им, протрезвившись, в следующее воскресное утро с самым благочестивым видом петь и музицировать в церкви на богослужении.
Так продолжалось до тех пор, пока в нашей церкви не произошло одно событие, сыгравшее важную роль в жизни многих, а также и в моей собственной жизни. Наш прежний пастор и проповедник был переведён в другое место, и к нам пришёл другой.
Раньше бывало, отправляясь на собрание, мы, дети, имели обыкновение брать с собой сладости. Часто мы засыпали, как только начиналась проповедь, или потихоньку ели свои конфеты. Однако с приходом к нам нового пастора, это положение изменилось. Он проповедывал лучше, чем все другие проповедники, которых мы знали. Его проповеди были содержательными, интересными и в то же время довольно короткими, что нам особенно нравилось.
Кроме того, этот пастор проявлял много понимания по отношению к нам, детям. Так, например, во время пасхи, когда, как обычно, в близлежащем от нас городе Питермаритцбурге проходил мотокросс, мы пошли к нему и спросили, не может ли он укоротить свою проповедь, чтобы нам ещё во время успеть на мотокросс. Согласившись на это, он говорил тогда всего 10 или 15 минут, и мы, дети, были от этого прямо в восторге, восклицая: "Это самый лучший пастор во всём мире! Как раз такой, какой нам нужен! Мы не можем желать лучшего, чем этот!"
Однако в действительности, этот пастор был очень несчастным человеком и, по-видимому, чувствовал, что в его жизни и в его служении что-то не в порядке. Уже будучи ребёнком, он не имел мира в своём сердце. Повзрослев, он думал, что, став пастором и проповедником, он получит этот желаемый мир. Решив так, он поехал в Европу, где в течение длительного времени изучал богословие. Являясь очень способным и высокоодарённым человеком, он проявлял большие успехи в учёбе, так что после окончания обучения профессора не хотели отпускать его назад в Африку, желая оставить для пасторского труда в Европе. Они убеждали его, что в Африке он только погубит свой талант. На это он ответил им в шутку: "Знаете, у меня на родине есть одна проблема. Все бананы почему-то растут кривыми. Вот я и хочу попробовать их выпрямить". Тогда они, смеясь, сказали, что он безнадёжен для вразумления, и потому может ехать в свою Африку. Возвратившись на родину, он стал миссионером и через некоторое время попал в нашу церковь.
Однако в дальнейшем, должность пастора и его служение также не могли удовлетворить его духовной нужды. Тогда он подумал, что ему следует больше и ревностнее проповедывать, и начал проводить собрания по несколько раз в неделю. В результате он был настолько переутомлён, что больше не мог нести взятой на себя нагрузки, и, в виду начинающегося невроза, вынужден был обратиться за медицинской помощью.
В этой местности был один хороший врач, еврей, который был неверующим. После обследования этот врач сказал ему: "Господин пастор, мне удивителен тот факт, что вы, христиане, так сильно боитесь смерти! Я давно заметил это в моих пациентах, которые являются христианами по вере. Я не могу понять, почему вы, веря в Мессию, так трепещите перед смертью!" Эти слова были для нашего пастора подобно горькой пилюле.
Во избежание развития тяжёлого невроза, врач посоветовал ему оставить пасторское служение не менее чем на 3 месяца и даже лечь в больницу для проведения стационарного лечения.
Отклонив это предложение, пастор возвратился к себе домой подавленным и удручённым. Слова, сказанные врачом, не давали ему покоя, и после некоторых размышлений он сказал, обращаясь к своей жене: "Не может быть, чтобы во всём этом мире не нашлось человека, который бы мог мне помочь. Я чувствую, что моей душе чего-то не хватает. Я не знаю, что это; но ведь должен же быть кто-нибудь, кто мог бы мне это подсказать!" После этого, собравшись, он отправился в путешествие, решив не возвращаться до тех пор, пока не найдёт ответа на свой вопрос, хотя бы для этого и пришлось бы ему объехать полсвета.
Спустя некоторое время он приехал в столицу Южной Африки - город Преторию, где встретил одного человека, который был евангелистом, но находился в пренебрежении и унижении в глазах многих. Несмотря на то, что об этом человеке говорили много плохого, наш пастор, находясь в большой духовной нужде, решил всё-таки обратиться к нему, втайне надеясь получить от него помощь. (Как ни странно, нередко это является даже хорошим признаком, если о ком-то говорят много худого. Слово Божие в Евангелии от Луки 6:26 говорит нам: "Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо". Сатана не может молчать, если в каком-нибудь человеке или в каком-то месте действует Бог. Именно так было и в данном случае. Этот евангелист был действительно дитём Божьим).
Во время их встречи первым разочарованием нашего пастора было то, что он заметил, что знания греческого языка у евангелиста значительно хуже, чем у него самого, а еврейским он владел совсем плохо. "Ну чем может помочь мне такой человек, - думал пастор,- если он даже необходимых евангелисту языков толком не знает! Что посоветует мне этот недоучка, если мои собственные знания намного лучше, чем у него!"
Однако этот евангелист поистине знал Господа и был мужем, умеющим молиться. Слушая своего посетителя, он внутренне горячо молился за него, говоря: "Господь Иисус! Я прошу Тебя! Разрушь стоящую преграду! Пролей Твой свет в сердце этого человека, ибо он нуждается в Тебе!..."
Наконец, выслушав своего гостя, он предложил ему помолиться вместе, и когда они, склонив колени, начали молиться, наш пастор вдруг почувствовал, будто свет пролился в его сердце, и в этот момент ему открылась глубина значения данных слов: "Се, стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и откроет Мне, Я войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откровение 3:20). В то же мгновение он осознал, что всё это время Господь стоял у него снаружи, а не внутри; что до сих пор имел Господа только в разуме, а не в сердце и не в жизни своей. С детской верой он просил: "Господь, войди в моё сердце и в мою жизнь!..." Ему казалось это чудом, когда он, преобразившийся и с внутренним миром, поднялся со своих колен. Это был важнейший день в его жизни.
После этого он сразу же возвратился назад в нашу церковь, и в следующее воскресенье, когда он снова встал за кафедру, его проповедь была на-
столько иной, что казалось, будто он первый раз проповедывал нам. Слушая его, мы поняли, что в жизни его что-то произошло. Перед нами стоял другой человек и другой христианин. Старое прошло. Всё стало новым. В жизни его также была заметна большая перемена.
Это произвело на всех нас сильное впечатление. Тогда и я познал, что это именно то, в чём я нуждаюсь, потому что не мог победить грех, и это было моей постоянной проблемой.
В нашей семье было 6 детей: 5 братьев и самая младшая - сестра. Бывало, идя на вечерю Господню, мы мучились от сознания своей греховности. Но после совершения общего исповедания и преломления, мы с радостью облегчения возвращались домой. Однако уже на протяжении двух-трёх километрового пути от церкви до дома мы, братья, начинали спорить и ссориться друг с другом. Один говорил одно, другой - другое, и каждый доказывал свою правоту. Спохватившись, мы жалели об этом, но внутренний мир и радость были уже потеряны.
Это сокрушало моё сердце, и я думал, что вот уже снова запачкался, и теперь придётся опять ждать три месяца, чтобы получить прощение грехов. Когда же вновь наступал желанный день, и я получал прощение, то искренне радовался этому, но как и прежде оставался непослушным своим родителям. Если они говорили мне что-то, я обычно противоречил им.
В то время у меня не было должного почитания к моему отцу. Я говорил ему всегда то, что думал, и делал так, как сам хотел. Но всякий раз при этом чувствовал, что поступаю не как дитя Божие, а как дитя дьявола. Меня начинала мучить совесть, потому что хорошо знал, что тем самым нарушаю заповедь "почитай отца и мать свою", а значит - грешу пред Богом. Сознание этого делало меня очень несчастным, и я говорил: "О, Господь! Я не буду больше так делать! Я не хочу этого!" Но проходило некоторое время, и всё повторялось сначала.
Когда же наш пастор пережил близость с Господом, он сказал нам, что в нашей жизни нам нужен Иисус, что сами мы не в силах спастись, только Он может помочь нам победить грех и избавиться от власти дьявола.
Так наступил момент перемены и в моей жизни. Молясь и плача, я говорил: "О, Господь Иисус! Я нуждаюсь в Тебе! Спаси меня и избавь от моего непослушания! Избавь меня от этих ссор, пререканий и разногласий!..." Так я обратился. После этого уже никому не приходилось говорить мне, что нужно идти в церковь. Напротив, я очень огорчался, если не мог пойти на собрание вместе со всеми.
Господь начал действовать также и в нашем доме, и вскоре танцплощадка превратилась в место проповеди и изучения Слова Божьего. Прошло немного времени, и наш дом наполнился людьми. До 400-600 человек собирались у нас, чтобы слушать Евангелие. Теперь уже здесь никто не танцевал, проводились только богослужения и разбор Слова.
После моего покаяния Библия стала для меня замечательной и самой драгоценной книгой. Раньше я не любил читать. Когда, во время учёбы в школе, я должен был читать книги, то это было для меня настоящим наказанием. Теперь же, когда Иисус вошёл в мою жизнь, положение изменилось. Я мог день и ночь читать Библию или книги о пробуждениях. Сердце моё наполнялось великой радостью, когда я слышал или читал, как люди приходили к Иисусу и как Живой Бог касался их. Для меня уже не существовало ничего другого. Это стало главным в моей жизни.
Если мои родные уходили в гости и звали меня с собой, я всегда отказывался, находя при этом причину и оправдание для того, чтобы остаться дома.
Я не говорил им тогда, что всякий раз, когда у меня была возможность уединиться, я брал Библию и песенник и начинал петь. До этого я вообще никогда не пел, но после того, как Иисус вошёл в моё сердце и начал действовать, я не переставал петь. Чаще же, оставаясь один, я становился на колени с Библией в руках и так коленопреклонённо читал её.
Если родные были дома, я незаметно брал Библию и, сказав им, что иду гулять, уходил куда-нибудь в заросли сахарного тростника или в лес, и там замечательно проводил время один на один с Иисусом, предоставляя Ему говорить со мною. Везде, куда бы я ни шёл и где бы я ни находился - в поле, на тракторе, на ферме - мой Новый Завет был всегда со мной. Я читал одну главу за другой, выучивая их наизусть. Никто не понуждал меня к этому, но Слово жило во мне и было сладко, как мёд.
Мои сверстники и друзья проводили весело время, встречались с девушками и потом делились этим со мной. Они не могли понять, почему я так живу! Для чего?! Неужели у меня так много времени для Библии?! Но Иисус был для меня так прекрасен! Он стал моей первой любовью!
Особенно великую радость и наслаждение доставляли мне слова обетовании. Например, в Евангелии от Иоанна в 15 главе, 7 стихе я читал: "Если пребудете во Мне и Слова Мои в вас пребудут, то чего ни пожелаете - просите и дано будет вам".
Я говорил себе, что если бы это было единственным обетованием во всей Библии, то уже это одно было бы самым большим сокровищем из всех драгоценностей на земле. Но ведь это было не единственным обетованием. Я читал дальше: "Доныне вы ничего не просили во Имя Моё; просите и получите, чтобы радость ваша была совершенна" (Ев. от Иоанна 16:24).
Эти слова наполняли сердце моё ликованием.
 Ведь согласно этому, если Бог в нас пребывает и мы в Нём, тогда можно просить у Него всё, что пожелаем; а радость, которую мы находим в Нём, является особенной, великой и совершенной.
И ещё было одно обетование, которое навсегда вошло в моё сердце: "Истинно, истинно говорю вам; верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит; и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду" (Ев. от Иоанна 14:12).
Это было в 1949-1951 годах. Я был ещё совсем молод и глубоко по-детски верил этому и принимал. Если я читал слова, сказанные Иисусом, "истинно, истинно говорю вам", то действительно верил, что всё сказанное является истиной, потому что Господь ведь не обманщик.
Читая в Евангелии от Матфея, Марка, Луки, Иоанна о делах, которые совершил Иисус, я думал, что, согласно данным обетованиям, если мы будем веровать в Него, то сможем творить те же дела, что и Он творил. Причём не только те же, но даже больше их!

              Я не могу высказать, что значило всё это для моего сердца. Это было для меня как открытое небо! Думаю, вы можете понять теперь, почему у меня не было времени для встреч с девушками, да и вообще для любых других мирских дел. Иисус и Слово Его стало для меня единственным и всем!

>>> дальше      оглавление <<<

  оставить комменитарий перейти на сайт www.hrist-sv.ucoz.ru
Hosted by uCoz